Осенняя кампания 1812 года


Ещё 10 августа, когда стало ясно, что Макдональд не собирается штурмовать Ригу до подхода тяжёлых осадных орудий, русские войска предприняли попытку атаковать Олай и Шлок (Олайне и Слоку), занятые пруссаками из 10ого корпуса Макдональда. В первые дни наступления пруссаки понесли потери и отошли, однако, затем оправились и вновь вынудили русских отойти к Риге. К 26 августа наступило затишье.

Но в первых числах сентября Макдональд получил 130 орудий для осады Риги, и начал сосредоточение своих войск в Руентале (Рундале). Ригу спас от штурма и бомбардировки только приказ Наполеона не начинать настепление - в надежде на подписание мира с Россией.

Из Финляндии через Ревель (Таллин) в помощь Риге был переброшен корпус генерала Штейнгеля. Но губернтаор Эссен и генерал Штейнгель не смогли договориться о том, кто из них главнее. Поэтому войска Эссен пошли на Олайне и Елгаву, а Штейнгель решил захватить пушки Макдональда и взять Бауску. Между тем, флотилия русско-английского флота под командованием контр-адмирала Молера шла на Слоку через Лиелупе.

14 сентября 1812 года русские войска заставили отступить пруссаков у Кекавы. На следующий день Штейнгель взля Иецаву. Прусский генерал Йорк отступил к Бауске, оставив Елгаву. Тогда русские, наступая через Слоку и Олайне, заняли Елгаву без боя.

Надо сказать, что во взятии Елгавы - центра Курляндской губернии - решающее значение приняли английские и русские канонерские лодки под командованием Стюарта и Развозова. Именно они высадили десант и вынудили пруссаков-французов уйти под угрозой окружения. Десантники захватили четыре пушки и много припасов.

16 сентября Йорк занял позиции у Рундальского дворца с целью защиты артиллерийского парка. К нему подошли войска, отошедшие из Елгавы. На следующий день, 17 сентября, Йорк вновь взял Бауску и Межотне, где русские части понесли большие потери - до 3000 убитых и раненых (пруссаки теряют до 1000 человек) и отступили в Олайне.

Русские вновь оставляют Елгаву всего лишь после двух дней правления. Затем несколько дней проходят в постоянных боях, но общие позиции сторон не меняются. Губернатор Эссен смещен из-за неудач, а не его место назначен назначен маркиз Паулуччи. Однако, каких-либо серьезных изменений не происходит. Бои продолжаются с переменным успехом. Обе стороны не собираются отдыхать, и захватывают города и деревни, наносят противнику урон, выигрывают и проигрывают сражения местного значениях.

Зима 1812 года, как известно, была холодной и ранней. Даугава замерзла уже в середине ноября. Канонерские лодок с английскими моряками вморозили в лед вдоль крепостной стены. Опять ожидали штурма. Однако, франко-пруссаки в начале декабря 1812 года решили отступить к Бауске, а 6 декабря, узнав об уходе Наполеона из России, Макдональд начал отступление своего корпуса из Курляндии. 8 декабря Елгаву оставил без боя, непобежденным генерал Йорк. Это был последний крупный центр на территории Латвии, оставленный французвами.

Сегодня в Латвии сохранилось немало исторических памятников войны 1812 года. Это и памятник Барклаю де Толли в Риге, поставленный ещё в 1913 году и восстановленный в начале 21 века. Это и дом в Лудзе, в котором в 1763 году родился герой войны генерал-майор Яков Петрович Кульнев, погибший в сражении в начальный период войны (он захоронен в Кульневской церкви в Илзескалнсе), это и фонтан в Динабургской (Даугавпилсской) крепости, сооруженный из пушек, и улицы в разных городах, носящие имена героев войны обеих сторон - в том числе, улица Макдональда в Иецаве.

Изучаем, думаем:

Комментариев нет:

Отправить комментарий