После 1944 года, когда стало ясно, что советская власть, всё ближе подходящая к Латвии в ходе войны, приходит всерьез и надолго, большая часть интеллигенции оставила страну. Более 80% всех архитекторов, 75% инженеров, 70% преподавателей высших учебных заведений - Латвийского университета и Сельскохозяйственной академии выехали в другие страны – в Швецию, в Канаду, в Австралию. Многие погибли, переправляясь через осеннее Балтийское море или же очутившись в Германии под бомбежками.
Выехали писатели, журналисты, художники, актеры и сотрудники Национального театра, Национальной оперы и всех других театров, студенты, клерки, научные сотрудники.
Считается, что в Европе в то время осели от 200 до 300 профессоров-латышей, т.е. столько же, сколько было в Латвии к концу восьмидесятых годов 20 века. Всего же за несколько месяцев из страны имигрировало не менее 150 тысяч человек.
В первые годы после иммиграции за границей ещё сохранялось какое-то подобие бывших организаций. Например, в Балтийском университете, существовавшем до 1949 года и действовавшем в разных европейских странах, проходили занятия на латышском языке – если преподаватели и студенты не потерялись во время исхода.
Затем эмиграция осела в разных страных, вросла в местные общества, хотя многочисленные организации латышей в эмиграции продолжали существование. Ряд из них вела политическую деятельность, другие работали только в области культуры, науки, социоологии.
Считается, что в разное время в мире издавалось не менее тысячи двухста периодических изданий на латышском языке, среди них научные журналы "Латышские академические известия", "Университеты", "Обзор техники", "Архитектор".
Многие латыши-эмигранты стали весьма известны во всём мире как специалисты тех стран, гражданами которых они стали – среди них были психологи и архитекторы, филологи и историки, хирурги и композиторы, художники и инженеры...
Большая часть их и их потомков отождествляет себя сегодня со своей новой родиной, однако есть и те, что возвращаются в Латвии. Нет сомнений в том, что и экономический, и культурный, и политический вклад эмиграции мог бы быть гораздо больше, если бы люди доверяли правительству, верили в общество и в будущее своей исторической родины. Пока, к сожалению, процесс обратный – иммиграция продолжается, хотя и совершенно не по тем причинам, что иммиграция советского периода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий