Герцогство Курляндское
Ливонский орден, определявший развитие территории практически всей современной Латвии, исчезает в XVI веке. С его распадом, земли, находившиеся в течение четырехсот лет во владении ордена, переходят в подчинение польскому королю Сигизмунду II Августу по соглашению 1561 года. Наместником короля назначен Г. Кетлер – бывший магистр Ливонского ордена, а территория становится Курляндским герцогством, столицей которого выбран город Елгава (в то время – Митава). Кетлер и его потомки правят герцогством до 1731 года, после чего во главе территории встаёт клан Биронов.
Надо сказать, что власть герцога была довольно ограничена – о самовластном правлении одного человека речь не шла (по меньшей мере, согласно закону). Вся исполнительная власть принадлежала совету героцогства, в состав которого входили представители, избираемые всем дворянством (рыцарями разных степеней). Суды вершились также дворянами, а официального права у герцога на вмешательство в их решения не было.
Курляндское герцогство административно делилось на четыре уезда, в главе которых стояли обер-гауптманы.
В 1617 году, то есть, спустя полвека после создания герцогства, права дворянства были закреплены законодательно, и провозглашена так называемая «дворянская республика», где вся полнота власти была у рыцарей и духовенства.
Разумеется, крестьянство, торговцы, ремесленники, моряки и прочие работники были призваны обслуживать правящие слои, - крестьяне были крепостными и принадлежали дворянам или герцогу, но какие-то, весьма ограниченные, права, всё же, были у каждого класса (опять же, по меньшей мере, на бумаге).
Периодом расцвета Курляндского герцогства, несомненно, стала середин XVII века, когда у власти стоял герцог Екаб.
В XVII веке получили статус городов Яунелгава (в 1646 году, город Фридрихштадт) и Екабпилс (в 1670 году, Якобштадт). Развивались крупные поселения, тоже постепенно ставшие городами – Балдоне, Бирже, Межотне, Энгуре и другие. Как правило, поселения складывались вокруг крупных мануфактур и заоводов.
В 1651 году герцог Екаб приобретает в Африке колонию Гамбию, а в 1652 году – остров Тобаго. В колониях были заложены кофейные и сахарные плантации, оттуда импортировались фрукты, золото, слоновая кость, воск. А во всю Европу Курляндия экспортировала огромное количество товаров – от военных кораблей и зерна, до леса и гобеленов.
Курляндия благоразумно подписала соглашения о нейтралитете со всеми соседями – от России до Швеции, что способствовало мирному развитию страны и торговле со всей Европой. Но в 1658 году, в ходе шведско-польско-русской войны, остаться в стороне от военных действий не удалось – как-никак, никто вассальное положение герцогства не отменял. Главу герцогства шведы арестовали и поместили со всей семьей на два года в заточение в Эстонию из-за того, что герцог Екаб отказался признать ленную зависимость от Швеции. В 1660 году его освободили, однако часть страны шведы оставили за собой – Слоку, Болдераи, остров Роню и другие земли.
Шведы конфисковали много товаров, наложили на страну контрибуцию в 200 тысяч таллеров. Чума – обычная болезнь военного времени, добила государство.
Впрочем, герцогство Курляндское существовало официально до 1795 года, а его правитель герцог Бирон даже практически правил Россией при императрице Анне Иоановне, но страна фактически была уже российской провинцией. Не тем плохо, что территория принадлежит кому-то (ведь Курляндия всегда была вассальным государством), а в том, что правителям её в XVIII веке совершенно не было дела до развития страны. И официальное исчезновение герцогства, превращение его в Курляндскую губернию России стало закономерным финалом.
Изучаем:
Комментариев нет:
Отправить комментарий