История пожарных Латвии


История пожарного дела в Латвии

Развитие пожарного дела в Латвии начинается чуть ли не тысячу лет назад – ведь пожары в деревнях, городах, замках, церквях, жилых домах, харчевнях, на судоверфях, да во всех местах, где живут и работают люди, всегда были бичом цивилизации. А уж во время войн и стихийных бедствий горело всё, что могло гореть. А смельчаки тушили пожары...

Но первая отдельная городская пожарная команда в Латвии была образована в 1845 году в, Даугавпилсе.  До этого пожарные команды относились к службам охраны правопорядка, а пожарные считались полицейскими.

Добровольные пожарные появились в Латвии в конце 1864 года, когда Ивана Химиллер, соучредитель Рижского Латышского общества, и ряд его единомышленников стали решили создать добровольное пожарное общество.  Прошло несколько месяцев, и 17 мая 1865 года Рижская команда добровольных пожарных первый раз выехала на пожар в Старой Риге.

По примеру рижской команды, во всей Латвии одна за другой стали образовываться формирования добровольных пожарных.

В 1882 году в Риге была создана Бегущая колонна – пожарная команда, бойцы которой получали зарплату и состояли на службе в Рижской городской управе. А 1 января 1907 года пожарные службы были реорганизованы в Рижскую городскую пожарную команду, созданную после объединения четырых пожарных отделений и Бегущей колонны. Во главе её стоял брандмейстер Тогда же было создано Рижское городское пожарное управление.

В конце 19 века в Латвии начинается строительство пожарных депо. Четыре депо были выстроены по проектам архитектора Рейнголда Шмелинга (1840-1917) с 1886 по 1902 годы, они располагаются по следующим адресам : ул.Акменю,17, ул.Матиса, 9, ул.Маскавас,3 и улица Ханзас, 5 – в этом депо сегодня расположен Латвийский музей пожарного дела.

В 1910 году Рижское самоуправление приобрело первый пожарный автомобиль Merryweather. Добровольное пожарное общество Петерса заказывает тогда первый пожарный автомобиль местного производства Russo-Balt, изготовленный на Рижском Вагонном заводе. Это старейший из произведенных в Латвии автомобилей, который сохранился до наших дней. Он является экспонатом Рижского моторного музея.

В 1929 году Латвия вступила впрестижный международный технический комитет по предотвращению и тушению пожаров - CTIF, основанный в 1901 году, в Париже. После восстановления независимости Латвии, 25 сентября 1992 года в Албене ( Болгария), на заседании постоянного совета CTIF было восстановлено членство Латвии в составе этой организации.

О работе пожарных служб во время Второй мировой войны известно крайне мало – почти не сохранились документы периода 1941-1944 годов, но после изгнания немцев, с конце 1944 года под руководством Народного комиссариата внутренних дел Латвийской ССР было начато создание Пожарного управления. В конце 1945 года возобновило свою деятельность движение добровольных пожарных Латвии под руководством Центрального Совета Добровольных пожарных обществ ЛССР.

 
Бывшее пожарное депо в доме номер 5 на улице Ханзас. Латвийский музей пожарного дела. Фотография: © taina-lv.blogspot.com

В 1946 году в СССР было утверждено положение О военизированной пожарной службе Министерства внутренних дел СССP. Пожарная служба постепенно преобразовалась в инженерно техническую службу, были введены штатные единицы для инженеров, большие пожары стали внимательно изучаться для разработки методологии борьбы с огнём. Для проведения экспертиз, научно-исследовательских работ, проверки веществ и материалов, определения пожароопасности бытовых электроприборов, в 1962 году была создана Пожарная опытная станция. В конце 1970-х годов станция была преобразована в Пожарную техническую станцию.

В 1970-ые годы в Латвии стали внедрять пожарную сигнализацию и системы автоматического пожаротушения. В 1974 году был создан Штаб пожаротушения. В этом же году на улице Кенгарага, в доме 3 в Риге было открыто новое пожарное депо и гараж на десять пожарных машин. В этом же здании разместился современный учебный комплес.

В 1975 году специалисты Пожарной технической станции разработали растворы крупномолекулярных соединений при тушении пожаров.

В начале 1990-х годов пожарное управление МВД было переименовано в Департамент пожарно-спасательной службы, а военизированные пожарные части стали в дальнейшем называться пожарно-спасательными частями.

Чтобы подготовить офицеров для пожарной службы, 8 октября 1991 года по приказу министра внутренних дел в Учебном центре были созданы постоянно действующие 11 месячные курсы по подготовке младшего и среднего командного состава.

В декабре 1991 года по приказу министра внутренних дел в Пожарно-спасательной службе были введены новые служебные звания : рядовой, капрал, сержант, старший сержант, помошник офицера; лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор; подполковник, полковник, и генерал ( это звание могло быть присвоено только начальнику департамента).

18 сентября 1998 года для координации деятельности службы и улучшения ее работы было создано Рижское городское управление Государственной пожарно-спасательной службы.

С 1 апреля 2002 года в здании депо на Кенгарага 3 аходится Колледж пожарной безопасности и гражданской защиты Латвии, являющийся образовательным учреждением, находящимся в подчинении Государственной пожарно-спасательной службы, в колледже можно получить высшее образование первого уровня и повысить профессиональную квалификацию.

Сегодня Государственная пожарно-спасательная служба состоит из Центрального аппарата и подотчетных ему структурных единиц. Работники центрального аппарата разрабатывают стратегию деятельности службы и осушествляют контроль за работой структурных подразделений. Центральный аппарат включает Главное управление, отделы и бюро.

С момента вступления Латвии в Евросоюз и НАТО, Государственная пожарно-спасательная служба принимает активное участие в работе Евроаналитического центра по координации помощи в ликвидации последствий катастроф и в программе по пооказанию гуманитарной помощи при директоре Бюро по чрезвычайным ситуациям. Эта служба входит в состав спасательных служб Европейских государств.

Читаем :

Комментариев нет: