Дом Пфаба, что на улице Кришьяна Барона, 12, назван так по имени его первого владельца. Элерт Николай Пфаб, богатый торговец льна, немец по происхождению, жил в Риге во второй половине 19-го века. Это время называют золотым веком строительства. После сноса крепостных укреплений Рига стала стремительно расти, появились новые территории для застройки.
Пфаб решил строить дом для себя и своей семьи. Для этой цели были выписаны два немецких архитектора – Вильгельм Бекман (1832-1902) и Герхард Энде (1829-1907). Энде привез с собой молодого скульптора. Так Август Фольц попал в Ригу.
Дом был построен в 1876 году и поразил всех роскошью и великолепием. Флорентийский декор, терасса, окруженная паголой, и даже сад, - такого рижане еще не видели. На баллюстраде балкона два льва со щитами в лапах – символы аристократизма, над парадной дверью скульптуры двух девушек, одна из которых держит пучок льна, а другая прялку – символы богатства и напоминание о деятельности хозяина дома. В нише на фасаде – весталка, хранительница домашнего очага.
Эти работы сделали Фольца знаменитым. Его востребованность была невероятной, заказы сыпались один за другим. И Фольц остался в Риге навсегда.
В доме над внутренней отделкой работал и известный европейский живописец Вильгельм Тимм. В помощники он взял племянника, тоже Вильгельма. Юный подручный просто заболел этой работой, именно здесь ему открылась страсть творчества. Это был Вильгельм Людвиг Николай Бокслафф, ставший впоследствии известным архитектором.
Кстати, в этом же особняке на одном из великолепных балов он познакомился со своей будущей женой. Многих известных людей судьба связала с судьбой дома этого дома.
Весталка Фольца хранила семейный очаг Пфабов 52 года. В 1928 году Пфаб обанкротился и был вынужден продать дом.
Его купили Эмилия и Антон Беньямины. Миллионеры, издатели газет и самого модного журнала “Atpūta”, - они открыли в новом доме самый влиятельный в Риге салон и тем продолжили легендарную историю роскошного особняка.
С новыми хозяевами изменилось и внутреннее убранство дома. Работы по обновлению интерьера возглвлял Эйжен Лаубе, главный архитектор Латвийской республики. Камины стали играть декоративную роль – в доме появилось центральное отопление. Роскошные шелковые обои, изысканные гобелены, хрусталь, роскошные венецианские люстры, одна из которых была самой большой в Балтии. И рояль в зале был самым лучшим в Риге! Но, несмотря на всю эту роскошь, так как Лаубе был вынужден потакать желаниям избалованных Беньяминов, дом потерял свою художественную целостность.
Дом Пфаба, которы теперь называли домом Беньяминов, в 1940 году был национализирован. В 1945-м году его отдали обществу писателей, композиторов и художников. Здесь проходили выставки, концерты, лекции, семинары.
Дом привлекал и кинематографстов. Здесь Янис Стрейч создал квартиру великой актрисы Джуллии Ламберт в фильме «Театр».
Сегодня дом Пфаба-Беньямина является памятником архитектуры государственного значения. В его стенах находяится отель с 60-ю комнатами и роскошный ресторан «Беньямин». И сегодня дом Пфаба-Беньямина, как и всегда, притягивает к себе самое изысканное общество.
Смотрим другие материалы по теме:
- Биография Августа Фольца
- Фонтан Нимфа перед Оперным театром в Риге
- Рыцарь Роланд - статуя перед Ратушей
Комментариев нет:
Отправить комментарий