Как мужик гуся делил


Это одна из самых популярных сказок или легенд в Латвии. Родилась она, видимо, в 18 веке, не раньше. Знали её с тех пор все поколения, и так или иначе поминали сказку о том, как мужик гуся делил, в разных житейских ситуациях.

Жил один крестьянин. Решил он избу ставить новую, а лес барину принадлежал, вот мужик и принес барину с барыней гуся в подарок – мол, я тебе гуся, а ты мне лес позволяешь рубить. на угощенье.

А барин говорит ему – так нас ведь пятеро в семье – жена, я, два сына и дочь. Как же мы разделим одного гуся на всех?

Мужик и отвечает: - Так я разделю гуся.

Барин согласился, а мужик взялся за дележку.

Сначала отрезал голову с шеей и подает хозяину: - Вам, как главе семьи, голова!

Потом отрезал оба крыла, дает их барыне с дочкой и говорит: - А это вам с красавицей-дочкой, чтобы вы могли порхать, а девица всё равно улетит в конце концов...

Потом отрезает обе ноги и дает обоим сыновьям: - А это сыновьям барина, чтобы были прилежными да ловкими.

И говорит: А остаток гуся мне за дележ полагается.

Барин рассмеялся и позволил взять столько леса, сколько надо было.

А один сосед увидел, как мужик новую избу выстроил и тоже решил к барину пойти. Да взял шесть гусей, а не одного, чтобы много лесу дал ему хозяин!

Ну, барин и говорит: И как же нам быть, милейший? У тебя шесть
гусей, а нас-то в семье пятеро!

Да уж, завистливый старик и не знает, как быть. Тут барин решил снова первого крестьянина вызвать. Тот пришел, и говорит:

- Подсоблю, о чём речь Итак, разберем всех нас по тройкам: Вы, барин с барыней и один гусь - тройка. Вы, оба сына и один гусь - тройка, и эти оба гуся с барышней - тоже тройка.

Осталось два гуся? Ну, я и два гуся – опять же, тройка. Всем поровну!

Барину так понравился делёж, что он мужику дал еще столько леса, что тот стал богатым, как Газпром!

Комментариев нет: