Книгоиздание в Латвии в 1920-1940 годах


20ые и 30е годы двадцатого столетия отмечены были годами расцвета книгоиздательства в Латвии. Книги способствовали развитию науки, литературы, педагогической мысли, сельского хозяйства и многих других отраслей страны.

Надо отдать должное Фонду культуры Латвии, который всячески способствовал развитию книгоиздательства. В те времена по количеству книг, изданных на одного жителя, Латвия занимала второе место в Европе после Дании.

Структура издаваемых книг свидетельствует о понимании значения серьезной литературы, науки, истории и общей культуры.

В стране издается в те годы все наиболее существенное из литературного и научного наследства человечества, включая собрания сочинений как латышских, так и зарубежных авторов, фундаментальные исследования, энциклопедические издания, сборники статей, серии книг по истории культуры, искусства, цивилизации и других наук. Издан "Латышский конверсационный словарь, то есть, энциклопедия.

Большие и маленькие издательства не испытывали недостатка ни в бумаге, ни в оборудовании, ни в рабочих руках.

В 1929 году издательство Я.Розе выпустило собрание сочинений Я.Порука в 20 томах за одиннадцать месяцев, что сегодня кажется фантастикой. Возглавляли издательства знатоки и энтузиасты своего дела, такие, как Я.Розе, А.Гулбис, А.Есенс, А.Фрейнатс, которые работали на основе специализации.

Издательство "Литература" публиковало книги гуманитарного направления - Латышские народные дайны в 12 томах, Историю латышской литературы в 6 томах, работы М. и Р.Каудзитес и т.д. других известных трудов литературного наследства. Я.Розе выпускал прозу и драматические произведения латышских авторов А.Аустриня, Я.Акуратера, А.Деглава, К.Скалбе и других, а также серию "Юношеская литература", учебники, публикации о театре (издательство Я.Розе опубликовало 850 латышских книг общим тиражом в два миллиона экземпляров. 14 июня 1941 года Я.Розе был схвачен НКВД и выслан в Соликамск, где умер от голода).

Издательство "Дайле ун дарбс", где активно работал Я.Райнис выпускало работы К..Маркса, Ф.Энгельса, Г.Плеханова, Я.Райниса, Я.Янсона-Брауна, А.Упита, Л.Лайцена, Л.Паэгле и других авторов.

Книги издательства "Валтерс ун Рапа" публиковали работы русских, западноевропейских, американских писателей, а также латышских авторов. В нем вышло второе издание "Латышских дайн" Кришьяниса Барона, "Латышские народные сказки и сказания" в 15-ти томах. Собрание сочинений Р.Блауманиса, роман В.Лациса "Сын рыбака".

Всего в период до 1940 года в Латвии было зарегистрировано 479 книгоиздателей. Из них - 166 профессиональных издателей (66 частных, 27 государственных и 73 издательства общественных организаций), а остальные либо авторы, самостоятельно публиковавшие свои произведения, либо издатели, выпустившие книги одного или немногих наименований.

Комментариев нет: