Хроника Ливонии
Хроника Ливонии (написанная на латыни - Heinrici Cronicon Lyvoniae. Немецкое название - Livländische Chronik),) представляют собой важнейший документ по истории Латвии (Ливонии) и соседних регионов в период с 1180 по 1227 год. Хроника написана Генрихом Латвийским, и поэтому этот документ частно называют Хроникой Генриха Латвийского или же во множественном числе – Хроники Ливонии (Хроники Генриха Латвийского. Это старейший из известных нам свидетельств, касающихся истории Балтии и один из самых старых документов, повествующих об истории Киевской Руси и других стран.
Основные события, которым посвящена Хроника – это этапы христианизации восточной Балтии. Летопись описывает Северные крестовые походы против язычников Балтии (гораздо более успешных, чем походы на спасение гроба Господнего в Иерусалиме). В результате этих походов скандинавским князьям христианам и германским рыцарским орденам под руководством князь-епископов удалось распространить христианство в Балтии и поставить регион в зависимость от Священной германской империи.
Хроники Генриха Латвийского состоят из четырёх книг:
Книга первая, «О первом епископе Мейнарде» посвящена событиям 1186-1196 годов: прибытие в Икшкиле (Ikšķile) епископа Мейнарда и его попытки крестить ливов.
Книга вторая, «О втором епископе Бертольде» посвящена прибытию в Ливонию второго епископа - Бертольда Гановерского, его деятельность и гибель в сражении с ливами на територии нынешней Риги. Эта книга охватывает события 1196-1198 годов.
Книга третья называется «О епископе Альберте» (другое название – «О Ливонии»). Она описывает период 1198-1208 годов: прибытие третьего епископа Альбрехта фон Буксгевдена, основание ордена меченосцев, покорение земель ливов и их раздел между Орденом и Ливонским епископством. В этой книге описыаны войны с князем Полоцким и с литовцами, а также покорение Кукейносского княжества и земель селов (Sēļi).
Книга четвёртая посвящена во многом событиям на территории современной Эстонии и называется «Об Эстляндии». В ней описаны события 1208-1226 годов. Но, кроме этого, подробно рассказывается о военной кампании против племён эстов, о покорении королевства Ерсики (Герсикского княжества), войнах с куршами, семигалами, литовцами, а также с князьями псковскими и новгородскими.
Первые две книги невелики по объёму – в них повествуется о важнейших моментах, с точки зрения Церкви: начало проповедей, крещение, строительство каменных замков, кончина епископа Мейнгарда, ввведние в Ливонию немецких военных для защиты христиан, гибель епископа Бертольда в бою с ливами.
Третья книга, в конце носящая заглавие «О Лнвонии», значительно длиннее. А последняя книга занимает две трети общего объёма произведения.
Но сама структура книг для читателя удобна, так как повествование разбито по годам (как правило, по вехам епископства). Хроника делится на 30 глав (деление это впервые применено, видимо, в 19 веке), но манускрипт впервые был издан типографским способом в 1740 году И. Г. Грубером. Он же и идентифицировал автора «Хроник». Позже работа неоднократно переиздавалась.
Надо отметить, что оригинал «Хроник» до наших дней не сохранился, и мы имеем дело с шестнадцатью списками, скопированными с XIII по XIX века. Старейшая копия-список, это Codex Zamoscianus, записанный на пергаменте. Этот список хранится в Народной библиотеке Польши в Варшаве. Но в этом списке отсутствует заключительная часть работы.
Генрих Латвийский был христианским миссионером и присутствовал в Ливонии во время описываемых им событий. Считается, что он был немцем, но некоторые исследователи выдвигают версию его латгальского происхождения, что, в принципе, возможно, хотя и маловероятно. Известно, что в 1225–1227 Генрих был переводчиком папского легата Вильгельма Моденского, который попросил записать историю евангелизации Балтиии.
Разумеется, автор представляет события с точки зрения интересов церкви и Папы, тогда, как остальные участники летописи либо становятся христианами, либо являются «отрицательными героями», чьи действия всегда неверны и направляются силами зла. Такой подход, конечно, тенденциозен, но что мы можем требовать от священника 12-13 веков, когда и сегодня именитые историки обеляют свою сторону и любят чернить противную.
Вторым и немного более близким к нам историческим документом считается «Ливонская рифмованная хроника» относящаяся к 13 веку, то есть Хроника Генриха Латвийского как бы завершается в период, который описывает Рифмованная хроника.
Краткое изложение событий так, как они описаны в Хрониках, мы приводим в отдельной статье, но, конечно, при сокращении невозможно избежать субъективного подхода к изложению событий, поэтому тем читателям, которым интересно ознакомиться с историей непосредственно в авторской редакции, мы рекомендуем обратиться к оригиналу.
Дополнительные материалы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий