Январь 1991 года в Латвии


Январь 1991 года в Латвии

Январь 1991 года занимает важное место в современной истории Латвии. Объективная оценка этим событиям, как любому важному событию в истории любой страны, должна быть дана будущими историками лет через сто, не меньше, а пока постараемся изложить только факты.
Началом январского противостояния или периода Баррикад (Barikāžu laiks) считается день 13 января, длился этот политический кризис две недели и, в основном, сошёл на нет  27 января, хотя, конечно, окончательно разрешился только в августе 1991 года, после попытки смены власти в Москве, победе Ельцина и официальным признанием независимости Латвии от Советского Союза.

В принципе, январское противостояние не изменило положения в Латвии – как была республика расколота на две не признающие друга друга власти – союзно-советскую и самостоятельно-латвийскую, так и продолжала существовать после января. Но моральная победа, вне всяких сомнений, осталась за сторонниками независимости, которые не дали противникам остановить процесс развала союзных структур, и продемонстрировали не просто готовность стоять за свои идеалы, но и широкую поддержку масс своим целям.

 Баррикады у здания Верховного Совета Латвии весной 1991 года

Противоборствующие силы возглавлялись  Верховным Советом Латвии и Министерством Внутренних дел Латвийской республики, с одной стороны, и Министерством Внутренних дел, с рижским ОМОНом, с другой стороны. С обеих сторон активное участие принимали партии и движения. За Верховный Совет выступали Народный Фронт и ряд политических и творческих ассоциаций. За противоположную сторону «играли» Коммунистическая партия, Интерфронт, ряд союзных и республиканских «про-советских» структур (например, Прокуратура ЛССР и т.д.).

Основные события периода Баррикад происходили в столице, где в них участвовали десятки, если не сотни тысяч жителей Риги и прибывших к ним на помощь жителей других районов республики.

Началом событий стал грандиозный митинг Народного фронта в знак солидарности с движением независимости в Литве, в поддержку Верховного Совета и Совета Министров Латвии. Несмотря на холодное зимнее время, в митинге приняли участие до 500 000 человек, то есть треть, если не больше, взрослого населения Латвии. И в ходе митинга, и до него, всё сильнее распространялись слухи о готовящемся нападении ОМОНа, а то и частей Советской Армии на здание Верховного совета – по образу событий в Вильнюсе. Поэтому сразу же после митинга десятки тысяч человек принялись сооружать баррикады в центре города, вокруг самых важных зданий и объектов, на подходах к Риге. Баррикады стали возводить и в других крупных городах.

На следующий день, 14 января, ОМОН неоднократно нападает на баррикады. У баррикад перед мостами Браса и в Вецмилгрависе ОМОН избивает нескольких защитников, сжигает десятки автомобилей.  15 января, опять же ОМОН нападает на Высшую школу милиции и избивает курсантов, поджигает учебные залы и склады, захватывает оружие, хранящееся в школе. 16 января у Вецмилгравского моста ОМОН обстреливает баррикуду, убив выстрелами в упор одного из находящихся там людей ( шофера Роберта Мурниекса), и ранив нескольких других.

17 ноября баррикады укрепляются, а министр внутренних дел Латвии Алоис Вазнис отдает приказ открывать огонь на поражение по бойцам ОМОНа, которые подойдут ближе, чем на 50 метров.

Кто отдавал безумный и провокационный приказ ОМОНу о нападениях 14-16 января, так и осталось неизвестным. Как бы то ни было, эти нападения вызвали всеобщее негодование, спровоцировали всеобщую ненависть к ОМОНу и к любым советским структурам, сплотили защитников независимости. Лучшего подарка им со стороны советской власти даже ожидать было нельзя.

Есть сведения, что ОМОН действовал по указаниям и приказам  министра МВД СССР Б. К. Пуго. Если это так, то остается только решить вопрос, шла ли речь о глупости московского министра или же о намеренных действиях его, направленных на сплочение населения Латвии в борьбе против советской власти.

Тем временем, тысячи жителей проводили на баррикадах дни и ночи. Согревались кострами,  питались едой, которую щедро дарили рижане, пели, играли на гитарах и были готовы в любой момент встать на защиту своей баррикады, хотя, конечно, армия, в случае нападения, справилась бы с защитниками за считанные минуты. Но давно страна не переживала подобный подъем духа и энтуазма.

В ночь с 19 на 20 января кризис достиг высшей точки. Во время столкновений между силами ОМОНа с одной стороны и МВД Латвии с другой погибли пять человек, в том числе два милиционера, два репортера и один школьник. Обстоятельства боя и трагедии до сих пор преподносятся по-разному с разных сторон. Поэтому скажем только, что каждая из них обвиняет другую в начале боевых действий, в провокациях, в том, что противная сторона действовала под воздействием алкоголя и т.д. и т.п. Может быть, через годы истина будет установлена, а может быть и нет.

Но обе стороны хотели показать свою силу, действовали с четко определенными целями и стремились достинугуть эти цели, как бывает всегда в переломные моменты истории. Поэтому вряд ли трагедии можно было избежать.

После пика кризиса, обе стороны поняли, что дальнейшее противостояние чревато гораздо большей кровью. Советская сторона поняла, что у неё уже нет сил на победу, а сторонники независимости осознали, что пока ещё не могут окончательно взять власть – но только из-за того, что Москва пока не пала. Местное же население в массе своей от Москвы отвернулось, как латышское, так и русское.  И это ещё один результат январских баррикад.  Может быть, самый главный.

Условная пауза затянулась до августа 1991 года, когда всё окончательно и разрешилось. Ну, а как развивались события дальше, как и в какую сторону настроения менялись и по чьей вине или заслуге, это совсем другая история.

Имена погибших в январских событиях (согласно данным Википедии):

Владимир Гоманович, милиционер (Vladimirs Gomanovičs)
Илгварс Гриезиньш (Ilgvars Grieziņš)
Сергей Кононенко, лейтенант милиции (Sergejs Konoņenko)
Робертс Мурниекс(Roberts Mūrnieks)
Эдийс Риекстиньш (Edijs Riekstiņš)
Андрис Слапиньш (Andris Slapiņš)
Гвидо Звайгзне (Gvido Zvaigzne).

Комментариев нет: