Оборона Лиепаи
К началу войны Лиепая стала одной из крупнейших военно-морских баз Советского Союза. В ней размещались 15 подводных лодок (в том числе обе лодки, входивших до 1940 года в ВМС Латвии – «Спидола» и «Ронис»), эсминец «Ленин», отряд торпедных катеров, дивизион пограничных кораблей и другие корабли. На базе хранилось свыше 15 тысяч тонн нефтепродуктов и большое количество военных материалов.
Сухопутные части лиепайского гарнизона включали в себя две батареи береговых орудий 130 мм орудий (батарея 23 и батарея 27), железнодорожную орудийную батарею 180 мм орудий, два отдельных зенитных дивизиона.
Война здесь началась вечером 21 июня, когда немецкие минные заградители выставили минные поля на различных участках балтийского моря, а на обратном пути в Данциг (Гданьск) атаковали и потопили два латышских торговых судна – «Гайсма» и «Лииза». Гайсма получила два попадания торпедами, «Лииза» была захвачена немецкой десантной командой и подорвана.
Наступление немецких войск началось на рассвете. Вела его 291 пехотная дивизия, при поддержке бронепоезда. С воздуха город был атакован немецкими самолетами ровно в 4.20.
Зенитные дивизионы отражали авианалеты весь день 22 июня – всего за первый день войны на город было совершенно 15 массированных налетов германской авиации.
В течение суток 22 июня в Лиепае были сформированы добровольческие отряды из жителей города. Это был первый случай в истории СССР с момента его создания (в 1922 году), когда власти раздали оружие и организовали боевые отряды из городских жителей. Первый отряд был сформирован на заводе Тосмаре (командир – А. Петерсон), второй был создан на заводе Сарканайс Металургс (командир З. Муциниекс), третий – в порту (командир А. Талертс). Командиром добровольцев был Микелис Бука (секретарь горкома Лиепайской компартии). Начальником санитарной службы была назначена Лина Янсоне. Общая численность бойцов добровольцев составила 1033 человек. Не подлежит сомнению, - наоборот, факт признавался даже в июле 41 года и немцами, и их союзниками в Латвии, что практически всё население Лиепаи оказало поддержку обороняющимся.
Сначала рабочим отрядам была поставлена задача охраны предприятий, патрулирование улиц, тушение пожаров, оказание помощи раненым и т.д. Но уже 23 июня добровольцы занимали участки обороны по периметру города, ведя бои с наступающим противником и не давая тому продвинуться.
Батареи 23 и 27 успешно противостояли бронепоезду и, в конце концов, 23 июня, в результате совместного огневого налета, уничтожили его на станции Крюстоюмс. К сожалению, боезапас на батареях составлял всего 1300 снарядов, которые закончились к вечеру 23 июня, после чего артиллерийская поддержка обороняющихся прекратилась, а артиллеристы были вынуждены подорвать укрепления и затопить в море детали орудий.
Так или иначе, к 25 июня немцам удалось закрепиться на окраинах города и вести успешный огонь по позициям обороняющихся. Их положение немцам было прекрасно известно благодаря генерал-майору И.А. Благовещенскому, начальнику училища ПВО ВМФ и начальнику обороны участка Лиепаи, радостно сдавшему гитлеровцав уже 22 июня карты оборонительного района (уж кто-кто, а начальник училища ПВО лучше всех знал диспозицию). Ориентируясь по картам, любезно предоставленным Благвещенским, немцы успешно расстреливали позиции батальона курсантов этого же училища, десятками погибавших из-за предательства своего начальника (в последующем Благовещенский утверждал, что был взят в плен в начале июля, что, видимо, правда, но то, что уже 22 июня его карты оказались у немцев, тоже правда. Он был схвачен американцами, передан советским властям и казнен после суда в 1946).
25 июня из Вентспилса на помощь обороняющимся выдвинулся сводный отряд пограничников и красноармейцев в количестве около 200 человек, но в районе Вергале произошел встречный бой с немецкой колонной. Бой был проигран, 76 бойцов погибли, а остальные были вынуждены отойти к Вентспилсу.
26 июня 1941 года части Красной армии и Красного флота получили приказ оставить город. 27 июня они отступили. Все части вышли организовано, уничтожив всё воинское имущество, которое невозможно было вывести. Железнодорожная батарея отступила с боем, зенитные дивизионы отошли в полном порядке (они погибли несколько дней спустя в бою у Слоки, а железнодорожная батарея провоевала до конца войны).
Рабочие батальоны вели бои после ухода армейских частей ещё полтора дня. Сегодня сложно сказать, почему они не отошли вместе с военными. Скорее всего, сыграла роль плохая координация действий, что понятно, исходя из стремительности событий и нелаженной структуры взаимодействия и подчиненности между профессиональными военными и добровольцами.
Но именно латышские рабочие батальоны, при поддержке отдельных подразделений красноармейцев и краснофлотцев, переданных им для усиления ещё 25-26 июня, вели оборону города доо 29 июня. К вечеру 29 июня, последние защитники Лиепаи вели бой на набережной Торгового канала в районе гостиницы Олимпия. Часть ополченцов сдалась, израсходовав все боеприпасы, части удалось уйти к Риге. Многих из сдавшихся по "европейским цивизизованным понятиям", немцы просто убили на месте, других замучили. Заместитель директора завода Тосмаре А. Петерсон, командовававший батальоном добровольцев, был захвачен в плен, подвергнут пыткам и убит.
Всего в боях за Лиепаю погибли 400 советских солдат и матросов (потери добровольцев и мирных жителей неизвестны, считается, что всего погибло до 1000 человек). Немецкая 291ая дивизия потеряла до 700 человек убитыми.
К сожалению, большая часть флота была потеряна, затонув в акватории порта - эсминец "Ленин", несколько подводных лодок и другие корабли.
Сражение за Лиепаю, хоть и проигранное, стало первым относительно хорошо организованным оборонительным сражением в войне – без паники, без серьезных просчетов и ошибок командования, гарнизон грамотно сражался и организованно отступил. А оставшиеся в живых латышские добровольцы стали первыми бойцами латышских дивизий в Красной армии.
(эта статья только кратко описывает бои за Лиепаю. Мы рекомендуем всем желающим ознакомиться с подробностями сражения).
Комментариев нет:
Отправить комментарий