За первые 30 лет своего существования морские школы Латвии выпустили свыше 10 тысяч моряков. Из них почти 750 стали капитанами дальнего плавания, около 1300 стали штурманами дальнего плавания, а почти 1000 человек штурмана каботажного плавания. Однако, морские школы того времени готовили плавсостав для работы на парусных судах. Поэтому к началу 20 века комиссия министерства финансов России приняла решение о перестройки работы морских школ.
В 1902 году в России был принят новый закон о морских школах, согласно которому основной упор в подготовке плавсостава делался на пароходы.
Общая система образования не менялась - срок обучения в морских школах составлял три года, а сами школы разделялись на три типа: подготовительные, которые готовили моряков общего профиля и без окончания которых нельзя было учиться в школах остальных двух типов - начальных и высших морских школаха капитанов дальнего плавания.
В начальных школах капитанов дальнего плавания, как правило, учились опытные морские волки, прошедшие моря и океаны, и зарекомендовавшие себя на отлично, однако не имевшие теоретической подготовки. Как правило, по окончании учебы они получали диплом капатана парусного судна.
В высших школах учились курсанты, которые уже получили хорошее образование - как правило, в технических областях. Практический опыт плавания был необходим и здесь, но достаточно было нескольких месяцев опыта работы на судах в любом качестве - чтобы сам будущий капитан представлял себе основы морской жизни. Эти люди выпускались капитанами современных пароходов.
Все курсанты морских школ изучали навигацию, морскую астрономию, математику, практику мореплавания, судовую механику, метеорологию, океанографию, общее товароведение, торговое дело применительно к морским перевозкам и операциям, географию, морские законы, правила деловой переписки, основы медицины, русский и английский языки и вероучение. Заметим, что знание русского языка было обязательным для поступления в школу, так как преподавание велось на русском языке.
Все курсанты носили форму, по которой сразу было видно, в какой именно школе тот учился.
Однако, с 1905 года судовых механиков стали готовить в специальных школах для судовых механиков. Существовали школы первого и второго уровня. В школах первого уровня обучение шло три года, они выпускали механиков третьей категории.
В школах второго уровня обучение длилось четыре года. Они выпускали инженеров морского флота. Кроме обычных морских дисциплин, курсанты изучали математику, химию и специальные разделы физики, электротехники, теоретическую и прикладную механика, сопротивление материалов, черчение. Они должны были освоить ремонт судовых машин и механизмов даже с использованием только подручных средств.
Е 1914 году - последнему полному году работы морских школ на территории современной Латвии в Российской империи, в этих учебных заведениях было подготовлено более трети судовых механиков и капитанов всей России.
С началом первой мировой войны все школы были эвакуированы в связи с опасностью захвата их немцами. Так закончилась история морских школ Российской империи в Латвии.
Читаем вдумчиво:
Комментариев нет:
Отправить комментарий