Военно-морской флот Латвийской республики
1919 – 1940
Общеизвестно, что моряки из Курляндии считались в российском флоте одними из лучших, причем, как рядовые матросы, так и офицеры. Достаточно вспомнить имена Крузенштерна и Белинсгаузена – представителей дворянских немецких родов, или тот факт, что в команде крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», было около двадцати выходцев из Курляндии и Эстляндии, включая штаб-горниста Николая Наглиса, павшего в бою около командира Варяга от разрыва японского снаряда.
После установления Латвийской республики, первый Морской отряд был создан 10 августа 1919 года, приказом Главнокомандующего как подразделение латвийской армии. Этот день считается днём рождения Военно-морских сил Латвии.
Однако, до 1924 года военно-морской флот, как таковой, не существовал, а отдельные боевые корабли и сухопутные части подчинялись разным ведомствам. Только в 1924 году, приказом президента республики, все военно-морские силы были обьединены в Эскадру береговой обороны страны.
Первым командиром эскадры был назначен капитан первого ранга Арчибальд Кейзерлинг (1882-1951), участник Цусимского сражения и командир ряда военных кораблей, в том числе, подводной лодки российского императорского флота «Граф Шереметьев». В период службы в российском флоте капитан Кейзерлинг был награжден орденами Станислава, Анны, Георгиевским оружием. Капитан Кейзерлинг (с 1927 года – адмирал), командовал флотом до 1931 года.
В 1931 году командующим флотом был назначен Теодор Спаде (1891-1970), который тоже служил в российском флоте, где командовал рядом кораблей на Чёрном море.
Первым военным кораблём ВМС Латвии стал минный тральщик «Вирсайтис», который был включён в списки флота 12 июня 1921 года. Героическая история первого военного корабля страны описана нами в отдельной статье: Вирсайтис.
Заметим, что Эскадра береговой охраны была переименована в Военно-морской флот Латвии только летом 1938 года. К лету 1940 года небольшой флот включал в себя три минных корабля – Вирсайтис, Иманта, Виестурс, дивизион подводных лодок, включавший две лодки – Спидола и Ронис, а также корабль обеспечения базы подводных лодок – Варонис) , и ряд вспомогательных кораблей и кораблей обеспечения (в это число не включены катера пограничной службы страны).
Береговая оборона ВМС включала в себя полк береговой артиллерии Даугавгрива. Основные позиции полка были обустроены в устье Даугавы с целью обороны Риги от нападения с моря. Кроме того, на всём побережье располагались наблюдательные посты береговой обороны.
Полк береговой артиллерии Даугавгрива включал в себя два артиллерийских дивизиона, в каждый из которых входили две артиллерийские батареи, зенитная батарея и батарея связи. Одна из батарей была укомплектована шестью морскими орудиями Кане калибра 152 мм, оставшимися в наследство ещё со времен российской империи.
Кроме этих стационарных орудий, установленных на бетонных фундаментах, остальные орудия береговой обороны были мобильными и могли быстро перебрасываться по всему побережью. Но в 1937 году и четыре из шести орудий Кане были установлены на железнодорожных платформах. Таким образом, была создана первая железнодорожная морская батарея.
Кроме полка ВМС, артиллеристы Курземского артиллерийского полка, входившего в состав сухопутной армии Латвии, были подготовлены к ведению огня по морским целям и к действиям по обороне берега от десантов с моря. Этот полк дислоцировался в Лиепае.
После присоединения Латвии к СССР, флот был передан в состав Балтийского флота. Так как официально Латвия присоединилась к Советскому Союзу добровольно, и личный состав ВМС официально вошёл в советский ВМФ. Командующий адмирал Теодор Спаде был вызван в Москву на доклад к Народному комиссару Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецову, арестован и выслан в Казахстан навечно(видимо, по приказу самого Кузнецова, которого, кстати, судили и разжаловали в 1948 году по приказу Сталина). Большая часть личного состава была тоже репрессирована. Многие из офицеров флота погибли в лагерях от голода.
Надводные и подводные корабли бывшего флота Латвии участвовали в Великой отечественной войне в составе Краснознаменного Балтийского флота, все они, кроме тральщика Виестурс, погибли в боях.
В конце июня 1941 года немцы захватили батарею 152-мм орудий Кане и использовали её для обстрела Ленинграда.
Смотрим:
После установления Латвийской республики, первый Морской отряд был создан 10 августа 1919 года, приказом Главнокомандующего как подразделение латвийской армии. Этот день считается днём рождения Военно-морских сил Латвии.
Однако, до 1924 года военно-морской флот, как таковой, не существовал, а отдельные боевые корабли и сухопутные части подчинялись разным ведомствам. Только в 1924 году, приказом президента республики, все военно-морские силы были обьединены в Эскадру береговой обороны страны.
Первым командиром эскадры был назначен капитан первого ранга Арчибальд Кейзерлинг (1882-1951), участник Цусимского сражения и командир ряда военных кораблей, в том числе, подводной лодки российского императорского флота «Граф Шереметьев». В период службы в российском флоте капитан Кейзерлинг был награжден орденами Станислава, Анны, Георгиевским оружием. Капитан Кейзерлинг (с 1927 года – адмирал), командовал флотом до 1931 года.
В 1931 году командующим флотом был назначен Теодор Спаде (1891-1970), который тоже служил в российском флоте, где командовал рядом кораблей на Чёрном море.
Первым военным кораблём ВМС Латвии стал минный тральщик «Вирсайтис», который был включён в списки флота 12 июня 1921 года. Героическая история первого военного корабля страны описана нами в отдельной статье: Вирсайтис.
Заметим, что Эскадра береговой охраны была переименована в Военно-морской флот Латвии только летом 1938 года. К лету 1940 года небольшой флот включал в себя три минных корабля – Вирсайтис, Иманта, Виестурс, дивизион подводных лодок, включавший две лодки – Спидола и Ронис, а также корабль обеспечения базы подводных лодок – Варонис) , и ряд вспомогательных кораблей и кораблей обеспечения (в это число не включены катера пограничной службы страны).
Береговая оборона ВМС включала в себя полк береговой артиллерии Даугавгрива. Основные позиции полка были обустроены в устье Даугавы с целью обороны Риги от нападения с моря. Кроме того, на всём побережье располагались наблюдательные посты береговой обороны.
Полк береговой артиллерии Даугавгрива включал в себя два артиллерийских дивизиона, в каждый из которых входили две артиллерийские батареи, зенитная батарея и батарея связи. Одна из батарей была укомплектована шестью морскими орудиями Кане калибра 152 мм, оставшимися в наследство ещё со времен российской империи.
Кроме этих стационарных орудий, установленных на бетонных фундаментах, остальные орудия береговой обороны были мобильными и могли быстро перебрасываться по всему побережью. Но в 1937 году и четыре из шести орудий Кане были установлены на железнодорожных платформах. Таким образом, была создана первая железнодорожная морская батарея.
Кроме полка ВМС, артиллеристы Курземского артиллерийского полка, входившего в состав сухопутной армии Латвии, были подготовлены к ведению огня по морским целям и к действиям по обороне берега от десантов с моря. Этот полк дислоцировался в Лиепае.
После присоединения Латвии к СССР, флот был передан в состав Балтийского флота. Так как официально Латвия присоединилась к Советскому Союзу добровольно, и личный состав ВМС официально вошёл в советский ВМФ. Командующий адмирал Теодор Спаде был вызван в Москву на доклад к Народному комиссару Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецову, арестован и выслан в Казахстан навечно(видимо, по приказу самого Кузнецова, которого, кстати, судили и разжаловали в 1948 году по приказу Сталина). Большая часть личного состава была тоже репрессирована. Многие из офицеров флота погибли в лагерях от голода.
Надводные и подводные корабли бывшего флота Латвии участвовали в Великой отечественной войне в составе Краснознаменного Балтийского флота, все они, кроме тральщика Виестурс, погибли в боях.
В конце июня 1941 года немцы захватили батарею 152-мм орудий Кане и использовали её для обстрела Ленинграда.
Смотрим:
Комментариев нет:
Отправить комментарий