Военно-воздушные силы Латвии родились 7 июня 1919 года. В этот день была основана Авиационная группа. Командовал этой группой старший лейтенант Алфред Валейка.
Валейка служил в русской армии, закончил Севастопольскую летную школу. Он участвовал в первой мировой войне, был награжден орденами. Из Советской России офицер выбрался с риском для жизни.
В составе группы были три трофейных истребителя-биплана - два Sopwith и Nieport, которыми управляли Валейка, а также летчики Янис Приедитис и Владимир Якубов - оба родом из Латвии, оба тоже бывшие офицеры российской армии.
Авиационная группа латвийской армии совершала боевые вылеты против вторгнувшейся Красной армии и против бермонтовцев, наступавших при поддержке немцев.
Всего против большевиков на Латгальском фронте латвийская авиация совершила 21 боевой вылет. Удары были нанесены по отрядам Красной армии на территории России - городам Опочка, Остров и Себеж.
Против войск Бермонта было совершено около 45 боевых вылетов.
Группа базировалась в Сигулде, где военный аэродром был оборудован ещё в Первую Мировую войну, и где базировались построенные в Риге первые русские тяжелые бомбардировщики "Ильи-Муромцы". Аэрдром назывался Церковным, так как располагался около Церкви Святого Креста, там, где сегодня находится улица Ропажу.
Как правило, латвийская авиация совершала боевые вылеты по принципу "свободной охоты", так как из-за ненадежности связи, неналаженного взаимодействия между наземными частями и авиацией, да и из-за незначительности ВВС, планировать их использование в операциях было практически невозможно. Поэтому наносили бомбовые удары латвийские самолеты по стационарным объектам в тылу противника - казармам, железнодорожным путям, складам.
Оценить ущерб, нанесенный немцам и большевикам первыми латвийскими самолетами, тоже невозможно. Но летчики свой боевой долг перед республикой выполнили. Ни немцам, ни большевикам взять Латвию не удалось, и доля заслуги в этом принадлежит Валейке, Приедитису и Якубову.
В 1920 году основной аэродром был построен в районе цементной фабрики под Ригой. Назвали его Спилве.
Одновременно период "самодеятельности" латвийской авиации завершился. Был создан Авиационный полк. Героическая предыстория завершилась и началась история авиации Латвийской Республики.
Читаем:
Комментариев нет:
Отправить комментарий